Версия для слабовидящих
17.01.2017 16:15:51

Историческая справка о Привокзальном районе

Свою современную административную границу Привокзальный район приобрел, когда из ранее существовавшего Привокзального района города Тулы был выделен Советский район. Привокзальный район объединил территории, расположенные на западной и юго-западной окраине Тулы. Эти территории в 18-том начале 20 веков входили в состав тульского уезда тульской губернии и принадлежали к его Татаевской, Басовской и Мясновской волостями они постепенно, с начала 19 века входили в городскую черту.

По генеральному плану застройки Тулы 1824 года в черту города были включены земли в северо-восточной части современного привокзального района вблизи Московского вокзала и далее по берегам реки воронки до позднейшего Серебровского поселка. Граница Тулы в этом районе проходила тогда по современной улице Дм. Ульянова (прежнее название улицы Серебровская) и далее по ул. Первомайской (Ваныкинской). Это были городские выгонные земли, и городская жилая застройка здесь была редка.

В 1930 г. постановлением ВЦИК РСФСР в черту Тулы было включено с. Мясново. Остальные населенные пункты, существовавшие в этой местности (д. Михалково, Верхняя и Нижняя Китаевка, Верхн. и Нижн. Волохово, многочисленные рабочие поселки, возникшие здесь в конце 20-х годов) включались тогда в состав Тульско-Басовского (Тульского) района Тульского округа Московской области и с 1944 г. – в Косогорский район. Последний объединил селения и поселки на южных и юго-западных подступах к Туле.

В 1958 г. населенные пункты Верхн. и Нижн. Волохово, Волоховский I, Волоховский II, были включены в состав рабочего поселка Менделеевский, в том же году они, а также д. Верхняя Китаевка были включены в черту Тулы. В 1958 г. городской чертой стал и поселок Михалково.

Еще ранее в 1926 году в черту Тулы были включены территории вблизи кирпичного завода, где в 1929-1930 г.г. возник рабочий поселок Серебровский. В 1937 г. создан поселок XX лет Октября в районе Волохово. В 1965 г. в состав Тулы вошел и рабочий поселок Косая Гора, но тогда он был отнесен к Центральному району города.

По восточной стороне района с севера на юг проходят линии Московско-Курской (построена в 1863-1868 г.г.) и Тула-Лихвинской (1903-1906 г.г.) железных дорог. По Московско-Курской железной дороге в Тулу и Москву поступал хлеб из южных губерний России и Украины, уголь из Донбасса и направлялась на юг промышленная продукция из центра страны. Тула-Лихвинская дорога, пройдя через лесистые районы засек, соединила Тулу и ст. Лихвин в Калужской губернии. Протяженность дороги составляла 69,3 км. первоначально она была узкоколейной и только в 1931 г. была в перешита на широкую колею. Но в 50-х годах потребность в этой дороге отпала, и она была разобрана. В настоящее время железнодорожные пути сохранились только по ст. Труфаново. Начальной и крупнейшей станцией Тула-Лихвинской дороги стала станция Тула, называющаяся также Лихвинской, Лихвино, Лихвинка. Рядом со станцией образовался поселок Лихвинка.

В непосредственной близости от железной дороги на окраинах города в середине 1 века возникают и развиваются промышленные предприятия, многие из которых действуют и в настоящее время, составляя промышленный потенциал района.

В 1896-1897 г.г. под Тулой у д. Судаково бельгийским акционерным обществом был выстроен Судаковский (Косогорский) чугуноплавильный завод. В 1913-1914 годах завод был значительно реконструирован и представлял собой достаточно крупное промышленное предприятие. Производство завода было расширено в 1931-1932 годах, когда была пущена домна № 3, крупнейшая в Европе. В 1956 году на заводе был введен в эксплуатацию по тем временам крупнейший в стране цех фитингов.

Сегодня Косогорский металлургический завод - одно из крупнейших предприятий своей отрасли.

Наиболее старым поселением в данной местности следует признать Волохово. Очевидно, в середине первой половины 16 века оно было селом, так как еще в конце 16 века имело церковь, не сохранившуюся до наших дней. Село могло быть уничтожено во время одного из татарских набегов, запустеть и только возродиться уже в более скромных размерах.

На рубеже 18-19 веков сельцо Волохово также разделилось на 2 селения6 Верхнее и Нижнее Волохово. Но они располагались столь близко друг от друга, что зачастую Волохово продолжали считать одним селением. С конца 16 века известно и сельцо Михалково, именовавшееся примерно до середины 17 века Михалковским по реке Михайлово (Михайловке). Сельцо принадлежало в 16-17 веках роду знатных московских бояр Вильяминовых. В 1607 году во время осады царем Василием Шуйским войск Болотникова в Тульском кремле в сельце Вильяминове (Михайловкском) находилась царская ставка.

Наиболее крупным селением на территории района в конце 16 века являлось село Мясново. Село принадлежало помещикам Мясновым, отчего и получило такое название. Оно также называлось еще и Клином.

Несколько иначе складывалась история поселка Косая Гора. Он возник как рабочий поселок вместе с заводом. Уже в конце 19 века здесь были построены двухэтажные дома для специалистов, деревянные дома для рабочих и различные бытовые сооружения. Наибольшее свое развитие поселок получил в 30-х годах нашего столетия. Вместе с реконструкцией завода были построены новые жилые дома, частично сохранившиеся в поселке, проведено благоустройство улиц, водопроводов, электроосвещение канализация. С 1934 г. открыто трамвайное сообщение с Тулой. В послевоенные годы в центральной части поселка были выстроены новые жилые дома.

В октябре-декабре 1941 г. на территории Привокзального района развернулись тяжелые бои с немецко-фашистскими захватчиками. На участке от Орловского шоссе до станции Лихвинка занимали позиции 156-й полк НКВД и батальон городской милиции, отразившие в ночь с 1 на 2 ноября 1941 года атаку фашистов. Части 217-й стрелковой дивизии при поддержке прожекторской роты 732-го зенитного артиллерийского полка фашистов. Части 217-й стрелковой дивизии и 32-й танковой бригады освободили Косую Гору.

В настоящее время бывшие пригородные деревни, села и рабочие поселки уже давно являются частью города. Они застраиваются современными жилыми домами. Здесь располагаются промышленные предприятия, торговые базы. Бывшие пригороды живут обычной городской жизнью.

Дата и время размещения: 29.05.2015 10:32
Дата и время изменения: 27.01.2016 07:19